Categories:

В Севастополь по железной дороге

Вот поезд, идущий в Севастополь, выныривает из Троицкого железнодорожного тоннеля, проходит по насыпи, отделяющей Килен-бухту от впадающей в нее Килен-балки, и по плавной дуге движется вдоль бухты к западному ее мысу.

Места эти овеяны славой.

Лоция Черного моря (1851) сообщает: "Восточнее Южной и Корабельной бухт вдается Киленбалочная бухта, где доселе килевались суда." В декабре 1782 года, до присоединения Крыма к России, в удобной гавани, впоследствии названной Килен-бухтой, под руководством корабельного мастера Юхарина И.И. была сооружена пристань для осмотра и ремонта подводной части зимующих кораблей.

А еще раньше, с начала XV века в бухте располагался порт Авлита, которым владело княжество Феодоро.

На западном мысу бухты в 1854 году были установлены орудия линейного корабля "Святослав". Сам корабль был затоплен в числе шести судов в Севастопольской бухте, а по его имени батарею и мыс назвали Святославскими.

У Святославского мыса железная дорога проходит по выемке, образованной при строительстве дороги. На высоком отвесном обрыве по левому краю выемки виднеется круглый парапет мемориальной смотровой площадки на месте бывшего 1-го бастиона в период обороны Севастополя 1854 - 1855 гг.

Правый, восточный, край выемки значительно ниже. На невысокой горке громоздится стена из ракушечника. Если мечтательно прищурить глаза, то стену можно принять за старинные крепостные сооружения.

А под стеной притаился замечательный, чудесный мирок. Человеческое жилье осталось в стороне, поезда уже несколько лет, как не ходят, изредка промелькнет пригородная электричка. На невысоком склоне, как в заповедном уголке, расположилась рощица фисташки туполистной, цветет шиповник, на лужайке между деревьями собрались цветы и травы крымских предгорий.

Особенно цветисто здесь в мае и в первой половине июня. Цветы подступают прямо к рельсам. Вот так в мае

А вот так в июне

На склоне - цветочный ковер.

Вязель пестрый, астрагал эспарцетный, зверобой, тысячелистник, зопник крымский...

Есть тут и скальные выступы, и миниатюрные гроты

На скале - побеги эфедры

Право, здесь стоит задержаться, осмотреться. Тогда можно будет разглядеть личинку божьей коровки на листе ломоноса,

увидеть завязавшиеся плоды дикой груши,

ажурные луговые травки ежу сборную и перловник,

полюбоваться цветением вязеля кустарникового и шиповника.

Но вот склон, отделяющий Станиславский мыс от железной дороги, остается позади. Открывается вид на Севастопольскую бухту.

Слева над дорогой нависают склоны возвышенности, разделяющей Килен-бухту и Ушакову балку.

А в окнах вагона, обращенных к Севастопольской бухте, раскрывается, как чудесная книга, город, куда стремишься.

На противоположном берегу бухты видны хранилища порта Авлита совсем недавнего прошлого,

причалы Северной стороны.

Все ближе центральная часть города

Впереди - последний тоннель, выход к Южной бухте.

Здесь можно попрощаться с железной дорогой и пойти погулять в Ушакову балку с заповеданной рощей 300-летней фисташки туполистной, с высокими дубами, с фрагментами старинного акведука.

Все сведения о балках и бухтах, упомянутых здесь, (июнь 2019 г.) - из замечательной книги В.С. Усольцева "Омытые черноморской волной. Подробный путеводитель по побережью Севастополя".



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic