lugovskaya_l

Categories:

Яличный промысел в Севастополе

"...Самое природное расположение бухт, глубоко врезывающихся в материк, создают здесь своеобразную жизнь и кипучее оживление. Движение различных судов - катеров, яликов, лодок по морю кипит безостановочно тем более, что различные части города, разделенные друг от друга водою, разбросаны на далеком расстоянии и лучше всего сообщаются водою. На Северную сторону, например, сушей 20 верст, в то время как катер перевозит туда в 5 минут", - так говорилось о морских перевозках в Севастопольской бухте более ста лет назад в популярном путеводителе по Крыму.  Это кипучее оживление Севастопольского рейда, по мнению Григория Москвича, автора путеводителя, составляло одну из многих причин его привлекательности и красоты.

Ялики, двухвесельные или четырехвесельные шлюпки, обеспечивали в начале XX века сообщение через бухты города. Пассажиров перевозили от Графской пристани на Северную сторону, в Инкерман, к Михайловской и Константиновской батареям, в Херсонес, в Учкуевку, на Павловский мыс, к вокзалу на Пересыпь, к Аполлоновой и Ушаковой балкам.

Владельцы яликов должны были иметь письменное разрешение Севастопольской городской управы на право плавания в пределах Севастопольского военного порта. Яличник обязан был получить металлический номер ялика и носить его как нагрудный знак, иметь якорь на ялике, содержать все снасти в полном порядке и безукоризненной чистоте, зажигать ночью на носовой части фонарь с белым огнем, соблюдать очередь в ожидании пассажиров. Стоянки яликов находились на Графской пристани, у набережной Артиллерийской бухты и на Северной стороне.

На внутренних линиях Севастополя связь с Северной стороной, Корабельной и Инкерманом поддерживали маленькие паровые катера Финляндского общества пароходства. Паровые катера перевозили пассажиров по линиям Графская пристань - Павловский мыс и Графская пристань - Северная сторона.

Катера приставали к берегу чуть севернее широкой каменной лестницы, ведущей от колоннады Графской пристани к Южной бухте.

"На юго-восточной стороне Южной бухты расположена Корабельная слободка, куда и откуда ежеминутно отчаливают и причаливают катера и шлюпки." Ялики и катера, направлявшиеся на Корабельную сторону, прибывали к Павловскому мысу, огибающему Корабельную бухту. На Павловском мыске, как называли его севастопольцы, работала для нужд военного флота в начале прошлого века Морская обсерватория. Здесь производились наблюдения над всеми элементами погоды и моря. Выпускались ежедневные карты погоды и метеорологические бюллетени, которые выставлялись для всеобщего сведения на Графской пристани.

На яликах горожане перебирались на Корабельную сторону и после Великой Отечественной войны. По воспоминаниям жителей Корабелки, стремившихся перебраться через бухту после танцевального вечера на площади Нахимова, в шлюпку, бывало, набивалось столько народу, что борта ялика черпали воду.

И сегодня на Графской пристани царит оживление. Со ступеней нарядной лестницы открывается привлекательный вид на Большой Севастопольский рейд, уходящий вглубь суши, к Инкерману; на Северную сторону рейда, на берега Южной бухты.

У причала Морского вокзала, что южнее Графской пристани, высится круизный лайнер "Князь Владимир", девятипалубное судно, курсирующее по маршруту Сочи - Новороссийск - Ялта - Севастополь - Сочи.

Князь Владимир и Малыш

На память о Севастополе

Прибывает пассажирский катер с Северной стороны. И ныне привычный для севастопольцев транспорт - катера и паромы, единственный пока способ быстро переправиться через бухту.

Кроме "правильных" рейсов пассажирских катеров и яличных пассажирских перевозок существовала в начале XX века еще одна форма яличного промысла - катание по Севастопольской бухте в шлюпках с гребцами. Можно было договориться и о катании под парусом.

Традиция катаний жива и поныне. Целая флотилия прогулочных катеров готова прокатить желающих по бухтам под оживленные рассказы осведомленных в истории Севастополя гидов.

В прохладные дни июня прогулочный промысел начинает сезон

В начале июля, после прихода жаркой погоды, у причалов прогулочных судов уже тесно. Сезон летних катаний в разгаре

Безостановочно отправляются в путь затейливые кораблики, прибывают в "порт приписки" катера, закончив экскурсию

Площадь перед Графской пристанью, набережная Корнилова в Артиллерийской бухте - всюду "сирены" прогулочного промысла завлекают гостей города в путешествия по морским просторам.

В былые времена компании из пяти человек прогулка в ялике не менее двух часов стоила 30 коп. за час. Сейчас можно услышать предложения от 500 рублей.

С борта прогулочного катера можно наблюдать жизнь "местных". У западного входного мыса Южной бухты, Николаевского, на камнях узкой береговой полосы видны собиратели каких-то ракушек, добавляющие южного колорита картине яркого июльского дня.

На противоположном берегу, на Северной стороне, - темно-зеленое обширное пространство с пирамидой храма - знаменитое Братское кладбище.

В бухте Северной - причалы паромной переправы между Северной стороной и Артиллерийской бухтой.

Артиллерийская бухта, ее набережные, названные именами славных адмиралов, теперь парадные морские ворота города

В начале прошлого века, в 1920 году, берега Артиллерийской бухты выглядели чуть иначе

Теперь многое изменилось. Слева, ближе к зрителю, здание драматического театра, со статуей на фронтоне; за театром массив гостиницы "Севастополь", великолепный образец архитектуры возрожденного после Великой Отечественной войны Севастополя.

Одна из самых оживленных пристаней прогулочного флота - на набережной Корнилова, у морского фасада Дворца детского и юношеского творчества.

На выходе из Севастопольской бухты расположилась старинная крепость, Константиновская батарея, или Константиновский равелин, как привычно севастопольцам называть батарею. Ежедневно в полдень по московскому времени с территории береговой батареи, прилегающей к Константиновскому равелину, производится холостой выстрел из 85-миллиметровой пушки согласно российской флотской традиции.

Названия прогулочных катеров самые причудливые. Вот судно "Немец" почти готово к отплытию

А вот "Немец" уже в пути

Ярко-красный "Юг" ждет своих пассажиров

Пестрый катамаран "Восток" покидает Артиллерийскую бухту

Как белоснежные птицы теснятся у причала нарядные двухкорпусные кораблики; и имена у них как морские брызги - Ветер, Зыбь...

Когда-то, лет сто назад, к причалу у Биологической станции Российской Академии Наук с аквариумом приставали шлюпки под парусом.

Теперь здесь Институт биологии южных морей им. А.О. Ковалевского; от его причала готовится к отплытию катер "Остров сокровищ"

Свежий ветер июльского дня не помеха для прогулок по Севастопольскому рейду

Величественно входит в Артиллерийскую бухту паром "Адмирал Лазарев", прибывший с Северной стороны

Почтительно прижавшись к причальной стенке, маленький красный "Дракон" ожидает, когда освободится морской простор

Очередной веселый кораблик отправляется в плавание. Впереди - яркое нескончаемое южное лето


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic